МФО начали зачислять микрокредиты на карты россиян без их согласия
В последние месяцы некоторые микрофинансовые организации (МФО) начали прибегать к практике принудительного оформления микрокредитов на россиян, которым далее сообщают о наличии долга. Юрист Евгений Фурин (Telegram-канал «Юрист объясняет») рассказал, как не стать жертвой мошенников.
По словам юриста, схема имеет два сценария. При первом человек обнаруживает поступление на карту определенной суммы. Спустя какое-то время ему звонят из МФО и требуют вернуть займ и значительные проценты по нему.
При втором варианте деньги также приходят на карту, но из МФО звонят практически сразу. Оператор благодарит за то, что человек воспользовался услугами их компании. А когда узнает, что человек ничего не оформлял, соглашается отменить микрокредит. Для этого компания присылает на телефон код, который надо сказать оператору. На самом деле таким образом человек не отменяет микрозайм, а соглашается на него.
По словам Евгения Фурина, чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо придерживаться определенных правил поведения. Прежде всего не следует вести никаких переговоров с представителями МФО.
«С вами в любом случае будут связываться представители МФО. Их цель — не только убедить вас в том, что займ вы уже взяли и теперь от него не избавиться, но и обманом вынудить подписать согласие на микрокредит. Отвечайте, что ничего не брали, пусть отменяют сами, а вы будете обращаться в ЦБ и полицию. Никаких переговоров и обсуждений не ведите, на их варианты не соглашайтесь. И помните, что раз вы ничего не брали, то и никаких процентов никому не должны. Хотя мошенники будут очень стараться вас в этом убедить, грозить судом, приставами и даже коллекторами», — поясняет юрист.
При этом, отмечает он, поступившие средства ни в коем случае нельзя тратить, а необходимо обратиться в банк с заявлением об ошибочном переводе. Заполнить такое заявление можно лично в отделении банка или дистанционно, обратившись в службу поддержки. Далее следует направить жалобы в уполномоченные органы.
«В этой ситуации можно пожаловаться в ЦБ и Роспотребнадзор (направить электронные обращения через сайты). Также можно направить заявление в полицию и прокуратуру, это тоже возможно через интернет. Везде укажите, что никакого договора не заключали, займа не оформляли, ничего не подписывали и никуда не обращались, готовы вернуть», — советует Евгений Фурин.
По его словам, такие способы мошенничества стали возможны из-за утечек данных банковских карт из банков, платежных систем и других мест. Поэтому в случае, когда карта оказалась скомпрометирована, ее лучше перевыпустить.
Источники: